Республика УР. Как Удмуртия превратилась в территорию потерянных смыслов?

K 38136
J
Сергей Щукин

Глава Удмуртии Александр Бречалов на Торжественном приёме в честь Дня государственности республики. Фото: vk.com/a.brechalovВ день 100-летия государственности Удмуртии в Ижевске было самое туманное утро в 2020 году. Очень символично. Никаких ощущений праздника, но дело не в празднике. Отсутствовал смысл события. Никому из тех, от кого это зависело, не пришло в голову использовать юбилей для осмысления 100-летнего опыта.   

Пикет ижевского актива КПРФ в День государственности УР. Фото: телеграм-канал "Это Щукин"Когда 4 ноября 1920 года Ленин подписал декрет об образовании Вотской автономной области он, очевидно, руководствовался чистой идеей. Проект был откровенно сырой.

Будь иначе, будущая Удмуртская Республика не поменяла бы через год столицу с Глазова на Ижевск и не подверглась бы в течение первых 15 лет своего существования поглощению в состав других регионов. В 1928 году будущую Удмуртию слили в Нижегородский край, позже (пусть ненадолго) присоединяли к другому краю - Кировскому. В современных административных границах Удмуртия живёт не 100 лет, а только 81 год.

Парадокс, но все эти годы, как мне кажется, столица республики – Ижевск и остальная Удмуртия (включая стоящие особнячком малые города) были и остаются антиподами. Что выгодно Ижевску – невыгодно глубинной Удмуртии и наоборот. Это не конкуренция. Это пусть негласное, но противостояние, которое истощает ресурсы, как самой республики, так и её столицы.

Памятник оружейникам. Фото: архив газеты "День"

Из 100 лет государственности Удмуртии всего два человека правили республикой почти половину срока её истории. Оба не были коренными удмуртами.

С 1963 по 1985 год – здесь царил первый секретарь обкома КПСС Валерий Марисов. С 1993 по 2014 год правил Александр Волков (в трёх должностях - председатель Совмина УАССР, председатель Госсовета УР, Президент УР).

Первый секретарь обкома Валерий Марисов.Первый, как мне представляется, опирался на Ижевск. При нём человеческие ресурсы удмуртской деревни выкачала в город ускоренная индустриализация. Второй сумел продержаться 20 лет только за счёт глубинной Удмуртии. В итоге истощил ради сохранения своей власти всех - и село и город.

Период между Марисовым и Волковым – где-то семь с половиной лет (Грищенко + Тубылов) был самым динамичным. Можно назвать это время - «окном возможностей», увы, закрывшимся после 1993 года на местной «удмуртской» повестке.

Промежуточное время после долгого правления Волкова (Соловьёв + Бречалов), скорее всего, продлится столько же. И оно уже на исходе. «Окно возможностей», судя по последним событиям, вот-вот, захлопнется.

Ритуальное возложение цветов к памятнику одного из "основателей" республики Иосифу Наговицыну. Фото: udmurt.ru

Самый момент вспомнить о смыслах. Был же даже формальный повод – пришедшийся на 2020 год юбилей государственности. Однако, поиск смыслов заменили ивент-программой.

Поскролил сайты, наштампованные к юбилею #КомандойУдмуртии, и обнаружил интересный момент. Есть такой ресурс «100 лет», где изначально, видимо, закладывалась хорошая идея отразить все десятилетия в фотографиях и сопроводить важными сведениями.

Как думаете, чего там недостаёт? Зайдите и увидите. Полностью отсутствуют последние 20 лет! Как будто бы с 2000 года, т.е. с года первых выборов Президента Удмуртии, ничего не было. Или сказать о них нечего? Да и предыдущее важнейшее и рубежное десятилетие (1990-1999) представлено всего четырьмя фотографиями. Из них одно фото, условно негативное - про Верховный совет УР, и второе, условно позитивное - про волковский 1-й созыв Госсовета Удмуртии.

Празднование 450-летия вхождения в состав Российского государства. Фото: архив газеты "День"

Это не просто чья-то историческая деменция, случившаяся на 70 году жизни республики, это провал. Провал государственности Удмуртской Республики, как политического проекта.

Не хотел разбирать все ивент-проекты, подготовленные #Командой Удмуртии для заполнения вакуума смысла. Однако, случайно раскрыл свежий номер местного глянца – журнала «Деловая Репутация» с подготовленным специально к 100-летию списком «Выдающихся личностей Удмуртии». Не смог удержаться…

Думаю, что подданный Российской империи Семён Дудин (1770-1820) сильно бы удивился, если бы увидел своё имя в данном списке и граф Пётр Шувалов (к слову никогда не ступавший ногой на территорию современной Удмуртии), разумеется, тоже. Ну, и Пётр Ильич Чайковский рядом с художественным руководителем ансамбля «Италмас» Мамонтовым выглядит диковато.

 Воздержусь от комментариев в адрес своих современников из удмуртского ТОП-100, но в отношении одной несуразности всё же выскажусь.

Список выдающихся предпринимателей Удмуртии состоит из трёх человек, родившихся в XIX веке в Российской империи. Здесь два уважаемых до революции 1917 года местных купца - Павел Башенин и Иван Бодалёв, и фабрикант Иван Петров. А где выдающиеся предприниматели Удмуртии? Разумеется, они появились в Удмуртии (как и во всей России) только после 1990 года (до этого данная деятельность была уголовной статьёй).

И все же в Удмуртии знают тех, кто в 90-е и нулевые сумел создать огромные капиталы. Так почему в ТОП-100 нет имён Виктора Русских, Виктора Хорошавцева, Андрея Осколкова, Андрея Шутова и Алексея Чулкина? Может быть, кто-нибудь посчитал, что это будет выглядеть чересчур одиозно? Так и покойный президент Волков для большинства жителей Удмуртии был личностью очень и очень одиозной, но стоит вторым в номинации «Политики» после советского функционера и национального деятеля Трофима Борисова.

Остановился подробно на проекте ТОП-100 только для того, чтобы было предельно ясно, что все, абсолютно все высосанные из пальца в проектных офисах юбилейные затеи от #КомандыУдмуртии такого, вот, качества.

Потускневшая от времени скульптура "Удмуртия индустриальная" с 2004 года "экспанируется" в гараже на хоздворе музея ИЗО. Фото: архив газеты "День"

Год назад я предложил советнику Главы Удмуртии по вопросам развития городской среды Вячеславу Правдзинскому сделать в рамках 100-летнего юбилея доброе дело – спасти от разрушения одну из самых титулованных скульптур республики. Это «Удмуртия индустриальная» (на выставках в США, Японии и Канаде она экспонировалась под названием «Удмуртия социалистическая»).

Эту скульптуру её автор Александр Бурганов, скульптор с мировым именем, изваял к 50-летию государственности УАССР. Сейчас «Удмуртия индустриальная» стоит приткнутая к стене гаража на хозяйственном дворе музея ИЗО. Где же ещё в наше время место для «Удмуртии индустриальной»?

Что мешало #КомандеУдмуртии к 100-летию вернуть этот символ к жизни? Там и делать то было особенно нечего, просто дать добро руководству музея. Я даже был готов взять на себя расходы и хлопоты по перевозке скульптуры на реставрацию в мастерскую автора. Видимо, тема показалась им недостаточно креативной…

Монумент "Дружба народов" во время реставрации. Фото: архив газеты "День"Удмуртии в принципе не везёт с символами. Взять, к примеру, самое знаковое сооружение – Монумент «Дружба народов», его автор тоже Александр Бурганов. Изначально в замысле монумент планировался на шесть метров выше и на нём должны были присутствовать не три, а четыре скульптурные композиции: «Мир», «Труд», «Равенство» и «Современность».  

Однако согласно требованиям авиации СССР на сооружениях выше 50 метров обязательно нужно было устанавливать предупреждающие огни. Кому-то из тогдашнего начальства показалось, что это испортит общий вид сооружения, поэтому один горельеф было решено убрать. Этим исключенным горельефом оказалась скульптурная композиция «Современность».

  • Мистика, но только очень уж знаковая. За плечами у Удмуртии уже 100 лет, а республика продолжает топтаться на месте и, кажется, что уж и нет такой силы, которая бы смогла вытолкнуть её в Современность…


Читайте также


comments powered by HyperComments